Патриарший собор Светицховели

Информационные материалы » Патриарший собор Светицховели

Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV в. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии – Алаверди и в Кутаиси – Храм Баграта. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV–XVII вв. Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I в.) выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.

Когда равноапостольная Нина в IV в. принесла Благую Весть в Мцхета, дерево срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь. Однако главный ствол не смогли сдвинуть с места. Через некоторое время жители Мцхета видели, как этот столп, весь блистающий светом, то поднимался вверх над своим бывшим основанием, то опускался, причем из пня истекало благовонное миро. От светоносного столпа, названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели), было явлено множество чудесных исцелений.

На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI в. была перестроена в этот величественный собор. Таким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября.

Животворящий Столп находится почти в центре Храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, которая расписана фресками, по всей вероятности, не ранее XVII в. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного Мира, истекавшего из Столпа.

Собор Светицховели посвящен Двенадцати апостолам Христовым. Сохранившиеся фрески относятся в основном к XVII в. Все они в большинстве своем находятся в центральном нефе. Очень яркая и значимая фреска “Двенадцать апостолов”, указывающая на имя Собора. Два извода изображения Пресвятой Троицы, Отечество и Авраамово Гостеприимство. Оказывается, что изображение Троицы в виде “Отечества”, то есть Отца – Ветхого Денми, Сына – Отрока Эмануила и Духа в виде Голубя характерно не только для русского Новгорода, но и для Грузинской Церкви XVII в. Пресвятая Троица в Светицховели в XVII в. изображалась также как “Авраамово гостеприимство” – с обильным столом и агнцем.

Одна из главных святынь Светицховели – список с древнейшей иконы Божьей Матери Цилканская (IV в.).

Другое по теме:

Речевой этикет и проблемы стилистики
Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета в значительной степени определяются принадлежностью речи к различным функциональным стилям. Фактически каждый функциональный стиль имеет свои этикетные правила. Например, дело ...

Римский театр эпохи республики от середины III в. до конца I в. до н.э
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков, перевели на латинский язык и приспособили к своим понятиям и вкусам. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южно-италийских городов, обладавших всеми сок ...

Из истории храмов святого Онуфрия Великого и святого Серафима Саровского
B настоящее время в городе с постоянно растущим населением действует только два храма - св.пр. Серафима Саровского и св.Онуфрия Великого. Храм святого Онуфрия Великого был построен в 1829 году на месте турецкой мечети, а в 1855 году он бы ...