Военное искусство

Страница 1

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: “Когда гремят пушки, музы молчат”. Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли художников-плакатистов, вдохновляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Враг наступал стремительно. Еще быстрее преображалась страна, становясь единым боевым лагерем в стремлении остановить и беспощадно разгромить врага. Боевая задача встала и перед художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам.

На второй день вышел плакат Кукрыкниксов “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”. По образцу “Окон РОСТА” в Москве организуется выпуск “Окон ТАСС”; в Ленинграде возобновляется деятельность “Боевого карандаша”. Подобные коллективы формируются почти во всех республиканских и областных организациях художников. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Размноженные наряду с листовками в небольших форматах, плакаты появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах, на спичечных коробках. Художники, не призванные в армию, все равно считают себя мобилизованными и все силы отдают наглядной публицистике.

Огромной популярностью пользуются небольшого формата, обильно снабженные текстом листы “Боевого карандаша” Они выполняли еще и роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Постепенно, соответственно успехам на фронтах, плакат обретает новые черты - становится живописнее. Подчас тяготеет к станковой графике.

Одними из самых “прогрессивных” и остроумных художников стали Кукрыниксы - М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов. Остроумие в творчестве Кукрыниксов не ограничивается ни текстом, ни графическим его переложением. Сатирический образ - вот что решает общую композицию произведения и пронизывает всю его структурную ткань, определяя мельчайшие детали и ассоциации. Сатирический образ строится на преувеличении, и в рисунках Кукрыниксов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Но какими бы фантастичными не казались подчас образы и гиперболы в карикатурах Кукрыниксов, они художественно убедительны, ибо реалистичны в своей основе. Здесь мы подходим к моменту, определяющему принцип комического в рисунках Кукрыниксов. В их карикатурах много градаций от смешного: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Но нигде и никогда смех Кукрыниксов не переходит в пустое острословие, в зубоскальство. В основании шуток и насмешек Кукрыниксов лежит глубокая серьезность.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Афины
Греческая столица расположена в южной части полуострова Аттика, в долине, окруженной с запада, востока и севера невысокими горами. С юга долина омывается водами Саронического залива. Следует различать сами Афины и так называемые Большие ...

Художественное сознание Древней Греции
Под классической античностью принято понимать период с конца VI по IV в. до нашей эры, время процветания до крушения греческого аристократического полиса. Что нам известно о художественной жизни античности? Мы знаем имена таких выдающихс ...

Попытка культурного синтеза в истории русской культуры
Вместе с тем аналогии Серебряного века с эрохой Возрождения (ср. концепцию "культурного ренессанса" Бердяева) при всей своей метафоричности и условности вполне правомерны: преобладающим в культуре этого времени становится конфиг ...