Материальная культура и грамотность

Культура и искусство Руси » Материальная культура и грамотность

Страница 1

Прогресс техники происходил в средние века очень медленно. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении происходили от столетия к столетию и могут быть отмечены для каждого периода. Наиболее застойной была техника сельскохозяйственного производства: бороны, косы, серпы, грабли, двузубая соха с железными наконечниками и деревянный плуг.

Более заметно прогрессировала техника ремесленного производства: русские мастера научились делать глубокие буровые скважины (свыше 100 м) для добычи соли. Заметно выросла обработка металлов. Стали употребляться меховые молоты – “самоковы”. С конца ХV в. большое развитие стало получать литейное дело, тесно связанное с обеспечением военных потребностей. В конце ХVI в. на московском Пушечном дворе отлита знаменитая “царь – пушка” Андрея Чохова, богато украшенная различными орнаментами и изображениями и стоящая ныне в Московском Кремле.

Развитие денежной системы Российского государства обусловило совершенствование приемов чеканки монет, производившихся на специальных Денежных дворах. Потребности государственного двора и феодальной знати стимулировали развитие ювелирного дела.

Большое развитие получили гончарное ремесло, различные виды обработки дерева. Во второй половине ХVI в. была предпринята попытка организовать производство бумаги (бумажная мельница в Москве).

В середине ХVI в. была создана специальная Оружейная палата, сосредоточившая хранение и производство дорогого оружия, драгоценной утвари, царских регалий и т. п. предметов.

Дальнейшее развитие получила строительная техника, возродилось производство кирпича., стали появляться каменные дома в городах.

Тогда же сложился своеобразный русский крестьянский костюм – понева и сарафан у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне у мужчин, кокошник у женщин, валенка у мужчин (головные уборы). Шестнадцатый век был тем временем, когда оформились и укрепились многие специфические черты быта русской народности.

В условиях образования единого государства потребности в грамотных людях значительно возросли. Это было связано с развитием феодального хозяйства, ремесла, торговли, а в особенности – с развитием аппарата власти, международных отношений и укреплением церкви. Правительство, например, проявляло особую озабоченность тем, чтобы были подобраны грамотные люди для новых губных учреждений (органов местного управления). На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение об открытии в домах служителей церкви училищ по учению грамоте, но оно не было выполнено и обучение грамоте производилось по-прежнему в домашних условиях. В качестве учебных пособий служили богослужебные книги. Во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

В ХVI в. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. Именно в ХVI в. началась история культуры русского народа в собственном смысле слова.

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями внешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым духом оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Развитие русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия. Несомненно также, что громадное влияние оказало и господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. Сковывающее влияние церкви прослеживается и во взаимодействии русской культуры с культурами Запада и Востока. И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Аскетизм и распутство
Барон Унгерн фон Штернберг, враг Советов, разбивших его в 1921 году, был провозглашен царем Монголии. Он установил для своих приближенных военную и религиозную дисциплину, сочетавшую в себе одновременно аскетизм и распутство. Подобная ком ...

Состояние культуры в России XVII в
XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65%, купечества — 96, посадских людей — около 40, крестьян— 15%. Как и прежде, грамоте в основном учили в семье. Ши ...

Живопись церковная и светская
В первой половине VI века в христианском мире произошли два знаменательных события, напоминание о которых может явиться своеобразным эпиграфом к данной теме. В 522 году в палестинской пустыне отошла ко Господу великая подвижница Христиан ...