Философия в Древнем Риме

Культура Рима » Философия в Древнем Риме

«Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже — в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм.

Представитель стоицизмаСенека видел смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, считает Сенека, человек должен посвящать собственному совершенствованию.

Эпикуреизм— единственная материалистическая философия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель — Тит Лукреций Кар — известен своей философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом. Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономия и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества,

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда также киники, обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Деятельностью стоиков и киников картина развития философии Рима не исчерпывается. Популярными были философские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи.Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.

Другое по теме:

Эволюция темы ''Русская земля''
Примечательна эволюция содержания понятия "Русская земля". С образованием государства Киевская Русь словосочетание "Русская земля" в XI веке употребляется в трех основных значениях: во-первых, как некое множество земел ...

Жизнь за работу
Ван Гог был чрезвычайно богат творчески: его “расточительность” сломала ему личную жизнь, изувечила физически, но не духовно. Он умер в тридцать семь лет не потому, что ему уже не о чем было говорить, а потому, что не хотел отдать своё ис ...

Развитие дизайна в России
Первое десятилетие существования нашего государства оставило нам богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового современного и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. С ...