Доклассический период

Культура Рима » Доклассический период

1. Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же черта­ми, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были пред­ставлены все обычные жанры устного народного творчества. К со­жалению, у нас нет почти никаких материалов, которые бы дошли из этой древности; и мы принуждены здесь ограничиваться либо ничтожнейшими и малопонятными цитатами из позднейшей рим­ской литературы, либо даже не цитатами, а только глухими упоми­наниями о них.

Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, напри­мер, с прядильным и ткацким делом, со сбором винограда, с ло­дочной греблей.

Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали боль­шой социальной значимостью. Ими пользовались не толь­ко во время пиров или отдыха от работ, но и для осмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самого полко­водца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие.

Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры (слово неясного происхождения), нечто вроде наших импровизированных сценок.

Историк Тит Ливий (VII, 2, 4) сообщает, что в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мими­ческими плясками под аккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространением пользовались в Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший из кампанского города Ателлы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал на общественные порядки и частных лиц и дер­жался в Риме очень долго.

Другое по теме:

Долой интеллигентов
Английские поэты уже давно уяснили, что на них не распространяется знаменитая британская терпимость. В тридцатых годах, во времена политического и творческого расцвета наших поэтов, Уистен Оден иронически отметил: Обыватель, который - я д ...

Тема "силы''
Тема "силы" являлась одной из универсалий тематического пространства культуры Киевской Руси. Ставка на силу, силовое решение оставалась нормой социальной жизни, которая обеспечивала успех, придавала надежность социальному положе ...

Особенности тематического пространства Новгород-псковского культурного региона
Окончательный распад Киевской Руси на удельные княжества во второй четверти XII столетия положил начало формированию своеобразной ценностно-мыслительной системы республиканской вольности новгородского духа или новгородской культуры. “До в ...