Архитектура в Древнем Риме

Культура Рима » Архитектура в Древнем Риме

Архитекторы Республики стремились к простоте и лаконичности, но и в культовых постройках, и особенно в гробницах, они нередко отходили от этого правила, и сооружения возникали не только огромные, но и часто необычных размеров. Монументальные гробницы римской знати чаще всего строились по обочинам дорог за городскими воротами. Обращает внимание многообразие их: прямоугольных, квадратных, круглых в плане.

Гробница Цецилии Метеллы, жены триумвира, Красса, выстроенная на Аппиевой дороге в I в. до н.э., представляет собой водруженный на кубическое основание бетонный, облицованный травертином цилиндр. Его верхнюю часть украшали фриз с гирляндами и мордами быков - букраниями и мраморный карниз. Гробницу венчал несохранившийся облицованный мрамором конус.

Зубцы, завершающие в настоящее время массив памятника, не античные. Они добавлены в средние века.

Центром всего архитектурного ансамбля, воздвигнутого Агриппой, был антеон ("храм всех богов"), впоследствии неоднократно обновлявшийся и рестраивавшийся при ператорах Домициане, Адриане и Септимии Севере; в окончательном виде Пантеон сохранился до наших дней. Свое название он получил потому, что вместе со статуями Марса и Венеры там были установлены статуи многих других богов. Агриппа хотел там же поместить и статую Августа (бог среди богов!) и дать храму его имя, но Август отказался, и среди богов была поставлена статуя обожествленного Юлия Цезаря. В вестибюле, справа и слева от входа, Агриппа все же поставил статую Августа и заодно и свою собственную. Через вестибюль с колоннадой и двускатной крышей посетитель попадал в центральный зал с огромным куполом и освещением сверху через отверстие в крыше. По словам Диона Кассия, этот купол напоминал небо; именно он, так думает Дион Кассий, дал повод назвать храм Пантеоном. Купол поддерживается системой опорных кирпичных арок; вестибюль был отделан позолоченными бронзовыми балками, а купол — позолоченными бронзовыми плитками. В строительных работах участвовал скульптор Диоген из Афин и, несомненно, другие греческие скульпторы и архитекторы.

Пантеон был, воздвигнут как храм богов дома Юлиев (а ими, помимо Марса и Венеры, были практически все римские боги), среди которых одно из центральных мест принадлежало и самому Юлию Цезарю. Мы видим здесь опять-таки слияние дома Юлиев и Римского государства; понятно, что и божественность Юлия Цезаря осеняла его сына — Августа. Да и установление статуй Августа и Агриппы в вестибюле храма делало их обеих сакральными фигурами.

Другое по теме:

Анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы
Эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эс­тетического воспитания и художественно-эсте­тической деятельности детей является р ...

Оригами – техника складывания фигур из бумаги
Для народных игрушек используются, легко доступные материалы - глина, дерево, бамбук, бумага. Бумага занимает в Японии свое почетное место, представляя одну из наиболее самобытных областей национальной культуры. Искусство бумаги, включая ...

Для чего женщины залезали в клетку
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что несколько веков назад, до изобретения прядильных машин, ткани были толще, чем теперь. Шить из них бельё, которое должно соприкасаться с телом, было не удобно – оно натирало кож ...