Великие пирамиды - первое знакомство

Страница 1

Три пирамиды в Гизе получили свое название по име­нам трех фараонов IV династии: Хуфу, Хафра и Менкаура. Греки назы­вали их на свой манер соответственно: Хеопс, Хефрен и Микерин. Каж­дому из трех фараонов приписывается строительство одной из трех пирамид, хотя на самом деле они их не строили, а перестраивали, проводя реставрационные работы. Но и на эти мероприятия были броше­ны значительные людские и материальные ресурсы Египта. Кто же за­ставил фараонов взяться за столь трудоемкую и не совсем понятную работу: складывать каменные блоки в гигантские каменные горы? Кто был истинным вдохновителем, организатором, руководителем, архи­тектором и даже возможным участником всех этих мероприятий?

То, что фараоны Хеопс, Хефрен и Микерин занимались только реставрацией пирамид, получивших впоследствии их имена, говорят многие факты. Их легко проверить, если внимательно осмотреть на­ружную и внутреннюю кладку пирамид. Лучше всего это сделать на примере пирамиды Хеопса, поскольку ее можно осмотреть не только снаружи, но и изнутри, куда открыт доступ для туристов. Наружная оболочка пирамиды, ее «рубашка», сложена в основном из относи­тельно небольших известняковых блоков, имеющих форму куба или параллелепипеда. У подножия — со стороной в один или полтора метра. Они — результат творчества строителей фараона Хеопса. Бло­ки для реставрации доставлялись из каменоломен, а некоторые, воз­можно, изготавливались на месте вполне современным способом: их могли отливать из бетона, приготовленного на основе известняковых раковин (об этом пойдет речь в другой главе). Для облицовки пирамид использовались как сохранившие­ся древние облицовочные плиты, так и новые, которые вырубались из красного гранита в дальних каменоломнях Асуана, и из мрамора — из более близких каменоломен в Туре и Муккатане. На облицовку гра­ней, например, пирамиды Хеопса потребовалось более ста тысяч плит .

Хорошее состояние облицовочных плит пирамид служило предме­том гордости египтян на протяжении почти трех тысячелетий. Но с приходом завоевателей, начиная с ассирийцев и персов и кончая араба­ми и турками, на эти плиты постоянно покушались искатели удобного строительного материала. После землетрясений XVI — XVII веков, выз­вавших большие разрушения в Каире, взоры пострадавших снова об­ратились на пирамиды, которые стояли как ни в чем не бывало. То, что не могли сделать тысячелетия и землетрясения, сделали люди: они ста­ли активно вырубать облицовочные плиты и использовать их для вос­становления дворцов и мечетей. Пирамида Хеопса была «раздета» прак­тически полностью, пирамида Хефрена — на большую часть. Доста­лось и самой меньшей из них — пирамиде Микерина, которую вообще могли разобрать на отдельные блоки, но не смогли или не успели

Если пройти коридорами внутрь пирамиды Хеопса, то взору от­кроется совсем другая кладка, другая технология, невероятные по ве­личине и степени обработки блоки и плиты из черного базальта, гра­нита . Здесь, задолго до фараона Хеопса, поработали другие строи­тели, с более высокими технологиями в обработке камней. А главное, они знали, что и для чего строили. Поверхность плит и блоков на­столько гладкая, как будто они долгое время полировались потоками морской воды, что сразу наводит на мысль: а не стояли ли пирамиды какое-то время «по пояс» или полностью в морской воде? Тем более, что следы от окаменевших ракушек были обнаружены на поверхнос­ти некоторых блоков.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Тема “физической силы”
Тема "физической силы" также является абсолютной ценностью языческого духовного мира восточных славян и, как и предыдущие, носит универсальный характер, т.е. как бы наполняет, окрашивает всё ценностно-мыслительное пространство. ...

Василий Васильевич Кандинский
Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дошли до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изображением и реальными объектами. Новации Брака И Пикассо довели до логического завершения другие художники. Ес ...

Непристойные и шокирующие слова и выражения
Это касается собственно непристойных слов и выражений и тех, что слишком прямо называют предметы и явления, говорить о которых прямо в данной культуре не принято. Одни и те же выражения могут считаться запретными в одних коллективах и доп ...